15.11.2016
В 1916 году был открыт Ярославский моторный завод. В начале своего пути завод специализировался на штучном изготовлении автомобилей, а затем производство трансформировалось в одно из крупнейших мотостроительных предприятий России.
Появление Ярославского моторного завода связывается непосредственно с Лебедевым Владимиром Александровичем. Александр Владимирович - один из первых авиаторов страны и зарекомендовал себя как успешный предприниматель. В то время действовала разработанная правительством программа, которая преследовала цель развития машиностроения.
У Лебедева А.В. были планы наладить сборочную линию легкового транспорта зарубежного производства и автомобилей скорой помощи для нужд Первой мировой войны. Предприятие в связи с полным отсутствием какой-либо поддержки со стороны государства начало строительные работы по возведению завода только в 1916 году. Официальный старт деятельности произошел 20 октября того же года, поэтому эта дата считается официальным днем основания завода.
После окончания революции завод стал государственным и до 1925 года специализировался исключительно на ремонте машин. 6 ноября 1925 года были сконструированы два трехтонных грузовика Я-3 (4х2), которые являлись прототипом американского White. Силовой агрегат, трансмиссия и сцепление были позаимствованы от машины АМО-Ф15. В этом году с конвейера завода сошло всего 3 транспортных средства. Начиная с 1928 года, предприятие увеличило производственные показатели и выпустило 93 авто. В 1926 году предприятие стало называться Ярославский государственный автомобильный завод №3.
Первые 5 лет работы завода характеризировались заметным расширением производства. Начался выпуск грузового автомобиля Я-4 грузоподъемностью до 4 тонн с мотором Mercedes L3. Незадолго после этого был налажен выпуск грузовика Я-5, грузоподъемность которого составила 5 тонн. Он оснащался силовым агрегатом Herkules американского производства, а также достаточно надежным сцеплением, КПП и рулевым управлением.
Правительство СССР согласовало план увеличения производственных мощностей ЯГАЗ, и в 1930 году была дана команда на выпуск 3000 грузовиков в год. В 1931 году был сконструирован и собран первый отечественный ЯГ-10 (6х4) с тремя осями и грузоподъемностью 8 тонн. Через год его запустили в серийное производство. Следующими моделями были ЯГ-10А и ЯГ-10М.
5 ноября 1932 года был произведен ЯГ-12 – первый в СССР грузовой автомобиль способный перевозить до 8 тонн груза и колесной формулой 8х8. Параллельно с выпуском грузовиков шли разработки автобусов, отличающихся большой вместительностью пассажиров. Уже в 1932 году были поставлены на конвейер недавно разработанные автобусы ЯА-1 и ЯА-2, которые оборудовались удобными и эргономичными креслами. С 1934 г. на автомобилях Ярославского завода начали устанавливать мотор модификации ЗиС-5, мощностью 73 л. с.
К сожалению, силовые агрегаты отечественных разработок не подходили под заявленную грузоподъемность машин. В 1933 году инженерами был представлен первый четырехтактный 6-цилиндрорвый дизельный двигатель «Коджу» (87 л. с) отечественного производства. Грузовики Я-5 оснащались данным мотором и продемонстрировали все свои сильные стороны на Военно-Грузинской дороге.
В 1934 перед работниками Ярославского завода правительством были поставлены задачи касающиеся разработки собственного самосвала. В декабре этого же года были собраны сразу два грузовика ЯС-1, сконструированных на платформе ЯГ-4. В следующем году запустили конвейерный выпуск данной техники.
Летом 1935 года руководство решило запустить серийное производство троллейбусов. Первая модель (ЯТБ-1) данного вида транспорта представляла собой машину, которая способна вместить в салон до 55 пассажиров. Затем выпустили еще одну модель общественного транспорта под названием ЯТБ-4. С 1936 года настоящей гордостью и основным автомобилем стал грузовик ЯГ-6, общая грузоподъемность которого составила 4 тонны.
На смену устаревшим моделям пришел грузовой автомобиль ЯГ-7, способный перевозит багаж до 5 тонн и самосвал ЯС-4. В 1938 году был представлен уникальный ЯГ-8 (самосвал, грузоподъемностью 7 тонн с дизельным мотором, мощностью 110 л. с.).
Параллельно с выпуском грузового транспорта инженеры Ярославского автомобильного завода трудились над улучшением троллейбусов. Летом 1938 года по дорогам Москвы начала ездить первая двухэтажная трехосная модель ЯТБ-3. Он вмещала около 90 пассажиров. Было предусмотрено 72 сидячих места.
К 1940 году в сравнении с начальным периодом работы общий производственный процесс увеличился в 26 раз. Было произведено около 30 различных моделей грузовиков, 7 моделей троллейбусов и множество автомобильных прицепов. Реконструкция предприятия, которую планировали завершить в конце 1942 года, позволила б увеличить производственный процесс до 10 тысяч единиц транспорта. Производство дизельных моторов для данных транспортных средств рассчитывали наладить на мощностях завода. До июня 1941 года практически были закончены разработки грузовика Я-14.
В военное время заводу пришлось сменить вектор развития и полностью переключиться на производство продукции для нужд армии. Солдаты получали от предприятия снаряды, различные гранаты, автоматы, мины, легендарный пистолет-пулемет ППШ и большое количество другого оружия. С 1941 года были разработаны современные тягачи для артиллерии гусеничного типа (Я-11-Я-13). Для достижения общей победы над фашистской Германией своими разработками дизельных моторов поделились американцы. На то время их силовые агрегаты по техническим характеристикам превосходили отечественные аналоги.
После окончания войны работа Ярославского завода вновь перешла в привычный график. Особым спросом пользовались самосвалы модификации ЯАЗ-210Е. Наблюдалась нехватка производственного оборудования, что стало причиной передачи нескольких проектов транспортных средств другим предприятиям. В период с 1957-1959 гг. был освоен выпуск улучшенных машин ЯАЗ-219 (для общего предназначения), ЯАЗ-221 и ЯАЗ-222 (многотонный самосвал).
Начиная с 1958 года, производство завода было сокращено до выпуска дизельных силовых агрегатов, сцеплений, трансмиссий и электрических агрегатов. В связи с этим предприятие стало называться – ЯМЗ.
В 1960 году начался активный выпуск 4-тактных дизельных двигателей, мощность которых варьировалась от 180 л. с. до 550 л. с. Модификации силовых агрегатов с 6, 8, 12 цилиндрами модификаций ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240 благодаря отменным техническим характеристикам, надежности и глубокой модернизации выпускаются заводом в настоящее время.
В 1971 году завод становится главным предприятием «Автодизель». В 60-70 гг. были разработаны удачные модели двигателей для КАМАЗ и КАЗ. В 1980-е годы инженеры завода сконструировали моторы ЯМЗ-840 и ЯМЗ-8424, которые в дальнейшем переданы на ТМЗ.
В 1993 году завода коснулись структурные изменения, и он стал называться ОАО «Автодизель». Через 8 лет компания стала частью «РусПромАвто», которое преобразилось в «Группу ГАЗ».
Ближе к 2000-му году на заводе были созданы двигатели, которые предназначены для ракетной системы «Тополь М». 1994-2003 гг. – период освоения моторов с повышенным уровнем экологичности. 1995 г. производились моторы моделей ЯМЗ-236НЕ/БЕ и ЯМЗ238БЕ/ДЕ (отвечают требованиям Евро-1). 1997 год знаменовался стартом производства двигателей модификаций ЯМЗ-7511 и ЯМЗ-7601, соответствующих нормам Евро-2. В 2003 году сошли с конвейера агрегаты ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658 (Евро-3).
В 2000-х активно разрабатывались рядные дизельные моторы, которые в полной мере соответствуют экологическим требованиям Евро-4 - двигатели семейства ЯМЗ-530 (ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536). 2014 год стал знаменательным и особенным для компании, так как на ее мощностях был собран 10-миллионный двигатель.
На сегодняшний день «Автодизель» является одним из самых перспективных и масштабных в стране производителей средних и тяжелых дизельных силовых агрегатов для различных транспортных средств и изделий, к которым относят:
- • грузовые автомобили;
- • карьерные самосвалы;
- • общественный транспорт;
- • сельскохозяйственные машины;
- • спецтехнику;
- • электрические дизельные станции.
Порог мощности новых дизельных моторов поражают своими показателями, которые варьируются от 400 л. с. до 800 л. с. В перспективе планируется выпуск агрегата до 1000 л. с.
Компания также специализируется на производстве ручных трансмиссий с 6,8,9 передаточными числами. В процессе разработки находится агрегат, который будет отличаться 14 ступенями. Также инженерами планируется обновление модельного ряда КПП с 5 и 9 ступенями.